Главная | Наследовательное право | Формы постановлений на стадии возбуждения уголовного дела

7.3. Решения, принимаемые в стадии возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела - обязательная стадия уголовного процесса. Своевременное возбуждение уголовного дела способствует наиболее полному выявлению и закреплению необходимых доказательств а запоздалое решение практически сводит на нет всю дальнейшую деятельность по раскрытию преступления и изобличению виновных, так как изменяется обстановка совершения преступления, уничтожаются его следы, последствия содеянного, свидетели забывают происшествие и т.

Тема 8. Возбуждение уголовного дела

Решение о возбуждении уголовного дела должно быть облечено в определенную уголовно - процессуальную форму, которой в соответствии с ч. При получении такой информации, дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

При проверке сообщения о преступлении вышеуказанные субъекты уголовного судопроизводства вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов. Если в течение трех суток проверку закончить не удалось, по ходатайству дознавателя или следователя, срок проверки может быть продлен прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания до десяти суток. Наконец, в исключительных случаях, вызванных необходимостью проведения документальных проверок либо ревизий, прокурор по ходатайству дознавателя или следователя может продлить срок проверки сообщения до тридцати суток ст.

Дальнейшее продление срока проверки сообщения о совершенном либо готовящемся преступлении законом не допускается и по истечению указанного срока, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны принять решение о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении уголовного дела либо, установив, что дело им не подследственно, направляют его по подследственности, предусмотренной ст. При этом письменное заявление обязательно должно быть подписано заявителем. Устное заявление оформляется протоколом, который также подписывается заявителем и лицом, составившим протокол.

35.Поводы и основания для возбуждения уголовного дела.

Анонимные заявления служить поводом к возбуждению уголовного дела не могут ст. Они не регистрируются и могут быть использованы только в оперативных целях. Если в сообщении речь идет о подготовке или совершении преступления, подобное сообщение нужно рассматривать как основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии со ст. Поводом к возбуждению уголовного дела в этом случае могут стать данные, полученные в результате такой проверки. Когда работникам дознания, следствия либо суду уже известно событие преступления и лицо, его совершившее, явки с повинной быть не может ст.

Уголовный закон расценивает явку с повинной, как акт раскаяния и, в соответствии с п. Если в уголовном деле имеется явка с повинной, и нет обстоятельств, отягчающих наказание, то назначаемое наказание не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ ст. Кроме того, суд при вынесении приговора может счесть явку с повинной исключительным обстоятельством и в соответствии со ст.

Удивительно, но факт! Описательно-мотивировочные части этих постановлений различаются, что определяется спецификой принимаемых решений.

Таким образом, государство поддерживает и поощряет добровольную явку с повинной, как активно способствующую раскрытию преступлений. К информации такого рода можно отнести непосредственное обнаружение органом дознания, следствия, прокурором либо судом признаков преступления. Также необходимо отметить, что в случае обнаружения в ходе расследования уголовного дела по одному преступлению, признаков совершения обвиняемым по данному уголовному делу другого состава преступления, необходимо с согласия прокурора возбудить уголовное дело по вновь выявленному составу преступления и соединить его с уже расследуемым2.

Зачастую лицо, совершившее общественно-опасное деяние и форма его умысла следователю или дознавателю на момент возбуждения уголовного дела неизвестны. Поэтому, для принятия решения о возбуждении уголовного дела достаточно установить наличие объективной стороны общественно-опасное действие бездействие ; вредные последствия; наличие причинно-следственной связи между действием бездействием и наступившими последствиями и объекта общественные отношения, охраняемые уголовным законом на которые направлено общественно-опасное деяние преступления.

Другими словами, для возбуждения уголовного дела необходимо установить наличие события преступления, то есть существовал ли сам факт деяния, подпадающего под признаки преступления смерть человека, хищение ценностей и т. Впоследствии, когда в ходе предварительного следствия будет установлен субъект преступления, а также субъективная сторона, будет, соответственно, приниматься решение о форме окончания предварительного расследования прекращение либо направление в суд для рассмотрения по существу.

Данное исключение сделано для того, чтобы следователь либо дознаватель могли изъять с места происшествия следы преступления, которые впоследствии могут стать доказательствами по уголовному делу. Являясь источником доказательств, протокол осмотра места происшествия также служит одним из обоснований возбуждения уголовного дела. С вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица начинается его уголовное преследование.

В этом случае постановление о возбуждении уголовного дела имеет статус первичной формы обвинения. Ниже указываются место, дата и точное время вынесения постановления. Сроки предварительного расследования исчисляются сутками и месяцами. При исчислении сроков месяцами не принимаются во внимание тот час и те сутки, которыми начинается течение срока ч. Срок предварительного следствия исчисляется в месяцах ч. Несмотря на то что с учетом вышеприведенных правил исчисления сроков основания для указания точного времени вынесения постановления о возбуждении уголовного дела нет, законодатель прямо предписывает необходимость указания времени вынесения постановления.

Данное требование в норму включено не случайно, поскольку в следственной и судебной практике нередко возникают коллизии относительно точного времени возбуждения уголовного дела, его соотношения с временем проведения отдельных процессуальных и следственных действий.

Оспаривание законности вынесения постановления о возбуждении уголовного дела конкретным должностным лицом, наличие у него специальной компетенции - явление весьма частое.

Еще по теме 7.3. Решения, принимаемые в стадии возбуждения уголовного дела:

Понятие "сообщение о преступлении" определено как в ведомственных, так и в межведомственных нормативных правовых актах. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому ч.

В любом случае описание преступления должно содержать указания о времени, месте и способе его совершения, а также иных предписанных законом обстоятельствах.

Удивительно, но факт! Этот повод имеет место при осуществлении прокурором надзора за соблюдением требований закона юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, при осуществлении надзора за органами предварительного расследования, за оперативно-розыскной деятельностью. Также необходимо отметить, что в случае обнаружения в ходе расследования уголовного дела по одному преступлению, признаков совершения обвиняемым по данному уголовному делу другого состава преступления, необходимо с согласия прокурора возбудить уголовное дело по вновь выявленному составу преступления и соединить его с уже расследуемым2.

Иными словами, в данном случае в описании преступления больше гипотетического, чем реально установленного. Во втором случае - излагается либо только то, что уже реально установлено, либо даже часть этого. Непосредственно на законность и обоснованность постановления о возбуждении уголовного дела это не влияет, поскольку в данном случае требуется лишь формальное соответствие изложенных признаков преступления соответствующей квалификации. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела В соответствии со ст УПК данное постановление выносится в случаях: Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, допускается лишь в отношении конкретного лица.

Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Уголовно-процессуальный закон не регламентирует ни структуру, ни содержание постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Единственное требование, предъявляемое к постановлению - его мотивированность. Вводная часть постановления составляется также как и аналогичная часть постановления о возбуждении уголовного дела.

принял формы постановлений на стадии возбуждения уголовного дела идите

Описательно-мотивировочные части этих постановлений различаются, что определяется спецификой принимаемых решений. Такой порядок имеет важное практическое значение. Он обязывает органы дознания и предварительного следствия принять заявление и сообщение о любом преступлении и дать ему законный ход, а потерпевшего освобождает от необходимости обивать пороги казенных учреждений в поисках компетентного правоохранительного органа. Основная тяжесть работы по приему, регистрации и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях ложится на плечи милиции, которая ближе всех к населению и работает круглосуточно без выходных и праздников7.

Заявитель информируется о передаче его сообщения по подследственности или в суд в течение суток с момента принятия решения п. Поскольку прокурор теперь возбудить уголовное дело не вправе, все заявления о преступлениях, поступающие в прокуратуру, подлежат направлению соответствующим органам дознания или предварительного следствия или же мировому судье.


Читайте также:

  • Ипотека сколько составляет первый взнос
  • 67 государственная регистрация установления отцовства
  • Как правильно удержать с работника недостачу из зарплаты
  • Оформление земли в собственность в ленинском районе
  • Консультация юриста нижнего новгорода