Главная | Семейное право | Цель уголовного процесса на стадии возбуждения дела

ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА КАК СТАДИЯ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Процессуальный порядок принятия решений в стадии возбуждения уголовного дела Возбуждение уголовного дела представляет собой самостоятельную и начальную стадию досудебного уголовного судопроизводства. Соответственно стадия возбуждения уголовного дела охватывает процессуальные действия, начиная с момента получения сообщения о преступлении до получения следователем согласия прокурора на возбуждение уголовного -ела. Стадия возбуждения уголовного дела подробно регламентируется гл.

Основная цель этой стадии — установление наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Возбуждение уголовного дела дает возможность применения мер процессуального принуждения и иных ограничений конституционных прав граждан. Одинаково вредны для правосудия как незаконные и необоснованные решения о возбуждении уголовного дела, так и незаконные и необоснованные отказы в возбуждении дела. Весьма устаревшим следует считать упрощенный подход к стадии возбуждения уголовного дела Она носит относительно сложный характер и подразделяется на этапы.

Возбуждение уголовного дела 1. Первый этап — ото получение сообщения о преступлении, которое может состоять из заявле ния о преступлении, явки с повинной, сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников п. В процессуальной литературе эти разновидности сообщений о преступлении называют поводами к возбуждению уголовного дела.

Но одних только поводов для возбуждения уголовного дела недостаточно. Необходимы основания, которые слагаются из двух составляющих: В этих целях осуществляется второй этап процессуальной деятельности на стадии возбужде ния уголовного дела — этап рассмотрения сообщения о преступлении.

На этом этапе собираются сведения, которые подтверждают или опровергают наличие признаков преступления, эти сведения оцениваются с позиций их достаточности для принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела. Понятие достаточности данных является оценочным и во многом зависит от усмотрения лица, на которое возложено рассмотрение сообщения о преступлении.

Выявление признаков преступления не означает установления состава преступления: Для наличия оснований для возбуждения уголовного дела достаточно выявить лишь общие признаки объективной стороны преступления, то есть внешние признаки события преступления. Все остальные юридически значимые обстоятельства проверяются и устанавливаются на следующей стадии уголовного судопроизводства при проведении предварительного расследования.

Следующим, третьим этапом стадии возбуждения уголовного дела является вынесение по становления о возбуждении уголовного дела, которое, согласно требованию ч. Наконец, четвертый этап стадии возбуждения уголовного дела состоит в проверке прокуро ром законности и обоснованности возбуждения уголовного дела и совершении им таких процессу альных действий, как дача согласия на возбуждение уголовного дела, вынесение постановления об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для допол нительной проверки ч.

Дача прокурором согласия на возбуждение уголовного дела влечет за собой важные процессуальные последствия, означая одновременно завершение стадии возбуждения уголовного дела и начало стадии предварительного расследования. Только после получения такого согласия прокурора можно в полном объеме осуществлять следственные и иные процессуальные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом. На каждом из перечисленных этапов рассматриваемой стадии досудебного производства имеются свои частные задачи и процессуальные особенности, требующие неукоснительного соблюдения, что в основном предопределяет не только законность и обоснованность возбуждения уголовного дела, но и в значительной степени дальнейшее движение дела.

Основной задачей самого первого, начального этапа— этапа получения сообщения о преступлении — является соблюдение установленного порядка его принятия, регистрации и учета. Одним из самых распространенных поводов к возбуждению уголовного дела является заявление о преступлении ст.

Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление.

Удивительно, но факт! А если потерпевший жалуется должностному лицу или органу, который вообще не наделен правом возбуждения уголовного дела, например, начальству обидчика, жалоба вообще не может иметь каких-либо юридических последствий и должна быть оставлена без движения:

Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Форма и реквизиты протокола принятия устного заявления о преступлении установлены Приложением 2 к ст. Недопустимо вместо составления этого протокола обусловливать перед заявителем решение вопроса о возбуждении уголовного дела подачей им только письменного заявления. Такая порочная практика приводит к проволочкам в обнаружении и фиксации следов преступления, а в отдельных случаях представляет собой завуалированную форму сокрытия преступлений от учета, принуждая заявителя отказаться от направления сообщения о преступлении в соответствующий правоохранительный орган.

В целях полноты учета и регистрации сообщений о преступлениях законодатель предусмотрел иные возможные варианты. В случае, если заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном ст. Приложение 1 к ст. Иногда устное сообщение о преступлении делается при производстве следственного действия например, при допросе.

В таких случаях это сообщение подлежит занесению в протокол следственного действия 32 Глава 2.

Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса

Передача сообщения по Подследственности является из решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении п. В некоторых случаях такое уклонение от принятия решения может быть рас-как форма сокрытия преступления от учета. Отсутствие пово-iзозбуждению уголовного дела не означает фактического отсутствия самого события преступ-. Наличие анонимного ения во всех случаях требует проведения проверочных действий.

Одной из распространенных такой проверки непосредственно следователем является проведение осмотра места происше-— единственного следственного действия, проведение которого допустимо до принятия ре-в о возбуждении уголовного дела ч. В других случаях анонимное заявле-лолжно препровождаться в оперативные подразделения для их проверки. В случае герждения сведений, содержащихся в анонимном заявлении, составляется рапорт об обнару-признаков преступления ст. В ряде случаях заявление шшгг. Анонимным свету ет считать заявление, не содержащее фамилии заявителя и сведений о его месте нахождения.

возможно, цель уголовного процесса на стадии возбуждения дела видом транспорта

Наиболее часто это заведомо ложное сообщение о готовящемся акте терроризма ст. Такое сообщение подлежит оформлению рапортом об обнаруже-ше признаков преступления ст. Не могут служить, поводом к отказу в приеме заявления о преступлении содержащиеся в нем нецензурные или оскорбительные выражения, если в нем имеются сведения о совершенном или готе; пдемся преступлении. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Отказ в приеме сообщения о преступления недопустим, он может быть обжалован прокурору или в суд в установленном процессуальным заводом порядке. Другой разновидностью сообщения о преступлении является явка с повинной ст. Заявление о явке с повинной — добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.

Заиление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Основным признаком явки с повинной является добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Явка с повинной может иметь место и при проведении следственных действий в рамках возбужденного уголовного дела по другому преступлению, когда лицо сообщает о совершении им преступления, которое либо еще не выявлено, либо выявлено, но не установлено лицо, его совершившее. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в ст.

Помимо заявления о преступлении и явки с повинной, все остальные разновидности сообщений, независимо от источников их получения, должны оформляться рапортом. Рапортом, в частности, оформляются сообщения о преступлении, распространенные в средствах массовой информации, а также сведения, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий. На последнем варианте уместно остановиться подробнее. Сведения о готовящихся, совершаемых или совершенных преступлениях могут содержаться в делах оперативного учета и представлять собой по своему характеру сообщения о преступлениях, то есть повод для возбуждения уголовного дела.

Вместе с тем в делах оперативного учета могут содержаться и достаточные данные, указывающие на признаки преступления, эти данные могут быть основанием для возбуждения уголовного дела. Надо сказать, что результаты оперативно-розыскной деятельности далеко не всегда получают должную оценку: Следующим этапом стадии возбуждения уголовного дела является рассмотрение сообщения 6 преступлении. Рассмотрение сообщения о преступлении заключается в его оценке с позиций достаточности данных, указывающих на признаки преступления.

Если наличие таких данных не вызывает сомнения, то уголовное дело подлежит возбуждению незамедлительно. Порочной считается практика проведения различного рода проверок, не вызываемых необходимостью, тем более в течение длительного времени. Это ведет к утрате следов преступления, позволяет преступникам скрыться или продолжать заниматься преступной деятельностью, ограничивает конституционные права потерпевших от преступлений на доступ к правосудию.

Иногда такая волокита преследует конечную цель сокрытия преступлений от учета путем либо уговора потерпевших отказаться или изменить содержание первоначально поданного заявления о преступлении, либо сознательного искажения оценки события преступления в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела. Особенно нетерпима подобная практика по сообщениям о насильственных преступлениях, повлекших вред здоровью, когда вместо принятия решения о возбуждении уголовного дела ожидается в течение недель и даже месяцев излечение пострадавшего.

Проверка сообщения может состоять в его оценке с позиций достоверности сведений как путем непосредственного восприятия, так и путем проведения проверочных действий.

Стадия возбуждения уголовного дела: понятие и значение

При этом прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок проведения проверки ч. Однако такое продление должно использоваться как исключение, а не как правило, когда объективно необходимо дополнительное время, чтобы собрать достаточные данные, указывающие на наличие или отсутствие признаков преступления.

Право следователя в ходе проведения проверки сообщения о преступлении истребовать различные материалы и документы, получать объяснения не вызывает сомнения. Получение объяснений — наиболее распространенный способ доследственной проверки, при этом содержащиеся в объяснениях сведения являются данными, указывающими на наличие или отсутствие признаков преступления, но не могут быть доказательствами в процессуальном смысле. Объяснения могут только указывать на источники будущих доказательств, которые следует получить путем проведения следственных действий.

Тем не менее единственное следственное действие — осмотр места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства, — может быть произведено до возбу- 34 Глава 2. Возбуждение уголовного дели лления уголовного дела ч. В ходе этого следственного действия могут быть -случены как данные, указывающие на наличие признаков преступления, так и уголовно-процессуальные доказательства. Между тем понятие места происшествия родо-soe, оно может включать в себя местность, жилище и иное помещение.

Целью осмотра является не только обнаружение следов преступления, но и выяснение других -бстоятельств, имеющих значение для дела. В частности, при проведении осмотра предполагаемого места происшествия могут выясняться обстоятельства, которые указывают на наличие признаков преступления. Проведение осмотра предметов и документов, согласно буквальному толкованию текста ст. Нередко сведения о преступлениях содержатся в сообщениях, распространяемых средствами кассовой информации. Такие сведения именуются сообщением о преступлении, и законодатель в ч.

УПК РФ регламентирует некоторые особенности проведения проверки по таким сообщениям. Проверка может проводиться органом дознания или следователем по поручению прокурора. В ходе такой проверки редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

У перечисленных лиц в ходе проверки могут отбираться объяснения. В случае обнаружения сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации, непосредственно прокурором рапорт в порядке ст. Во всех иных случаях следует составлять рапорт об обнаружении признаков преступления и по смыслу содержания ч. Придя к выводу о наличии признаков преступления, следователь приступает к следующему, одному из самых ответственных этапов стадии возбуждения уголовного дела— вынесению постановления о возбуждении уголовного дела, между которым и дачей согласия прокурором на возбуждение уголовного дела должен проходить максимально короткий срок, в течение которого возможно проведение отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего.

Такими следственными действиями согласно буквальному толкованию положений ч. Следователь, незамедлительно направляя прокурору постановление о возбуждении уголовного дела, вправе в промежуток времени между вынесением постановления о возбуждении уголовного дела и получением согласия прокурора на его возбуждение произвести именно эти следственные действия, приобщая к направляемым прокурору материалам соответствующие протоколы и постановления.

Все остальные следственные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, следователь вправе производить только после получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела. Процессуальный закон не регламентирует подробно конкретные сроки направления прокурору постановления о возбуждении уголовного дела с прилагаемыми к нему материалами, но однозначно он должен исчисляться часами.

Важной мерой процессуального принуждения в целях пресечения преступной деятельности, закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего, является задержание подозреваемого. Но оно может иметь место только после того, как прокурор дал согласие на возбуждение уголовного дела. В таких ситуациях согласие прокурора на возбуждение уголовного дела должно быть получено в пределах 3 часов с момента доставления подозреваемого в орган дознания или к перечисленным должностным лицам. Возбуясдение уголовного дела Прокурор, отказывая в даче согласия на возбуждение уголовного дела, выносит об этом постановление, юридическое, значение которого равнозначно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела.


Читайте также:

  • Куда писать заявление об утере паспорта
  • Лишение права это определение
  • Правила расторжения брака в загсе