Главная | Защита прав потребителя | Обучение в представительстве университета

Университет

Проблемы университетских комплексов В структурном плане вузы представляют собой сложные образования. К структурным подразделениям вузов, кроме филиалов, относятся представительства, кафедры, факультеты, научно-исследовательские подразделения, конструкторские бюро, аспирантура, ординатура, докторантура, подготовительные отделения и курсы, общежития, клинические базы и другие структурные подразделения п. Филиалы государственных высших учебных заведений создаются учредителем по согласованию с федеральным государственным органом управления образованием, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала п.

Типовое положение в отношении филиалов федеральных государственных вузов разрабатывается и утверждается Минобразованием России Непосредственное управление деятельностью филиала осуществляет руководитель, назначенный приказом ректора высшего учебного заведения. Руководитель филиала действует по доверенности, выданной ректором вуза в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ст. Решение о создании филиала для ведения образовательной деятельности принимается учредителем на основании ходатайства высшего учебного заведения о необходимости создания филиала п.

Данный пробел определенным образом устраняется п. Законы об образовании п. Данные нормы явно противоречат пункту 3 ст. Во-первых, доверенность не может выдаваться на имя структурного подразделения, поскольку оно не имеет статуса юридического лица п. Во-вторых, представителям передаются не правомочия юридического лица, а лишь возможность осуществлять права и исполнять обязанности от имени организации. Сами же права и обязанности остаются у организации.

Они не могут быть переданы представителю, поскольку это противоречит смыслу представительства. В-третьих, подразделениям не могут быть переданы правомочия юридического лица в полном объеме, тогда представителю надо передать все имущественные и неимущественные права. При этом теряется смысл существования самого образовательного учреждения Такую ситуацию ГК РФ определяет как реорганизацию в форме выделения или разделения.

У коммерческих организаций возможная зависимость одной организации от другой регулируется ст. Для некоммерческих организаций гражданское законодательство не содержит норм, согласно которым одна организация находилась бы в зависимости от другой. Объединение юридических лиц в союзы и ассоциации, предусмотренное ст.

Следует отметить, что в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования вышеуказанная коллизия отсутствует: Однако представительства и филиалы представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту. По поводу этой ситуации в юридической литературе высказан новый взгляд: Тот, кто ею не обладает, не может выступать от имени кого-либо.

Поскольку филиалы и представительства вправе осуществлять свою деятельность от имени соответствующего юридического лица, закономерен вывод о признании де-юре их правосубъектности Представляется, что данное рассуждение содержит рациональное зерно. Тем более что в соответствии с образовательным законодательством филиалы проходят лицензирование самостоятельно, а это элемент правоспособности юридического лица.

Представительство представляет по месту своего нахождения интересы вуза в области образовательной, научной и иной деятельности; организует и проводит рекламно-информационную деятельность в целях пропаганды достижений вуза в области образования, науки и культуры; осуществляет разъяснительную работу по привлечению поступающих в вуз, знакомит их с реализуемыми вузом образовательными программами, с правилами приема и другими документами, регламентирующими организацию учебного процесса; организует и проводит маркетинговые исследования в области образовательных услуг с целью выявления будущих поступающих; проводит работу по укреплению деловых связей с будущими работодателями выпускников вуза; устанавливает и поддерживает контакты с выпускниками вуза; участвует в организации выставок, конференций и других мероприятий, проводимых вузом, защищает интересы вуза п.

Данные полномочия представительства не противоречат ст. Таким образом, пункт 11 Положения находится в явном противоречии со ст. В нашем случае, — образовательную деятельность.

Удивительно, но факт! Например, академия железнодорожного транспорта , сельскохозяйственная академия, горная академия, экономическая академия и т.

В то же время, представляется, что в целях оказания помощи обучающимся, проживающим не по месту нахождения вуза, отдельные виды деятельности образовательного процесса например, консультации профессорско-преподавательский состав вуза мог бы осуществлять и в представительстве. Однако в этом случае оно должно быть подвергнуто проверке на предмет установления соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и т.

И, более того, редакция п. На практике отдельные представительства явно выходят за пределы своих полномочий и самостоятельно осуществляют образовательную деятельность. Так, в соответствии с приказом ректора негосударственного института было создано представительство дистанционного обучения, оперативно подчиненное филиалу института. Оно осуществляло прием вступительных экзаменов, ежедневные занятия, консультирование. Все виды занятий проводились в помещении, арендуемом представительством. Роль филиала и головного вуза сводилась к обеспечению методической литературой и проверке письменных работ.

обучение в представительстве университета обстоятельство

Суд вынес решение о прекращении незаконной образовательной деятельности представительства негосударственного института Однако данное решение суда содержит грубую ошибку: В отличие от филиала представительство создается и ликвидируется приказом ректора вуза на основании решения ученого совета по согласованию с Министерством образования и науки РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления по месту нахождения представительства п.

Факультеты, которые структурно входят в состав вуза, в соответствии с законом не наделены правами юридического лица. Однако в образовательной среде есть прецеденты наделения их таким статусом. Речь, в частности, идет о юридическом факультете МГУ им. Данный статус вне всякого сомнения был воспринят и правоприменителем — арбитражным судом Суханов, являясь на момент рассмотрения дела в суде деканом юридического факультета МГУ, с одной стороны, указывает на абсурдность п.

Данное утверждение, на наш взгляд, совершенно справедливо, но оно идет вразрез с действующим законодательством. А решение суда является доказательством того, что суды руководствуются зачастую не законом, а совершенно иными соображениями. Одним из приоритетных направлений развития системы образования является создание университетских комплексов. Под университетским комплексом подразумевается объединение образовательных учреждений, которые реализуют образовательные программы различных уровней, а также иных учреждений и некоммерческих организаций или выделение из их состава структурных подразделений.

Университетские комплексы могут создаваться как на базе университета, так и академии. В основе создания университетских комплексов заложены следующие принципы: Данное постановление Правительства РФ и Рекомендации по созданию университетских комплексов являются основными правовыми актами, регламентирующими деятельность университетских комплексов; в других немногочисленных правовых актах, в которых имеется упоминание об университетских комплексах, только лишь подчеркивается роль данных комплексов в сфере образования и не более того Несмотря на то, что на практике уже учреждены и действуют университетские комплексы, до настоящего времени на законодательном уровне не решены многочисленные проблемы, связанные с их созданием и функционированием.

Прежде всего, необходимо определиться в вопросе, что собой представляет данный комплекс. Богданов, действующее законодательство таково, что можно обосновать два диаметрально противоположных вывода: То есть образовательное учреждение является университетом академией , однако, в нем теперь уже реализуются кроме образовательных программ, специфичных для высшего учебного заведения, еще и образовательные программы начального общего, основного общего, начального профессионального, среднего профессионального образования и т.

Данный вывод основывается на том, что в рамках университетского комплекса реализуются образовательные программы различных уровней, в отличие от университета и академии. В связи с этим в отношении него должны быть предусмотрены иные показатели лицензирования, аккредитации и аттестации материально-техническая база влившихся общепрофессиональных, средних специальных профессиональных заведений и т. В силу изложенного необходимо, на наш взгляд, внести соответствующие изменения в ст.

В то же время высказана точка зрения, что университетские комплексы могут создаваться как в виде единого юридического лица когда в состав автономного образовательного учреждения входят собственно вуз, научные подразделения, образовательные учреждения других уровней, утрачивающие свой юридический статус , так и в виде объединений юридических лиц в форме ассоциаций, союзов как некоммерческих организаций, имеющих или не имеющих права юридического лица.

Примером таких, не имеющих статуса юридического лица объединений, могут служить, в частности, университетские округа Однако, данная точка зрения представляется нам ошибочной. Кроме того, согласно ст. На одном из совещаний проректоров по учебной работе высших учебных заведений Российской Федерации бывший министр образования РФ В. Первый представляет собой структуру, куда включаются образовательные учреждения, различающиеся по уровню профессионального образования: Второй же — это система, включающая в себя территориальный компонент и обязательно — систему общего среднего образования.

Одновременно Министерством образования РФ было выражено отношение к процессу объединения вузов в какие-либо комплексы: Такой укрупненный вуз, несомненно, станет более конкурентоспособным в борьбе за госзаказ, за деньги, выделенные на подготовку специалистов за счет бюджета, на закупку оборудования, комплектование библиотек.

Выиграть в этом конкурсе смогут только крепкие и сильные вузы Отдельные авторы считают, что оптимально создание университетских комплексов путем предоставления прав юридического лица как автономным некоммерческим организациям, созданным несколькими учредителями, так и некоммерческим организациям, имеющим одного учредителя в лице РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

Сравниваем стоимость обучения в головном ВУЗе и филиале ВУЗа

При этом создаваться комплексы должны на договорных началах, ибо лишь в этом случае возможно достичь минимизации расходов на административные нужды, дебюрократизацию управленческого процесса. Кроме того, подобные ассоциации могут позволить оптимально решить вопросы повышения эффективности расходов на образование В настоящее время эксперимент по разработке моделей и механизмов создания и функционирования университетских комплексов продолжается.

В ходе эксперимента уточняются модель университетского комплекса с единым юридическим лицом; модель университетского комплекса в виде ассоциации юридических лиц; модель в виде учебно-научно-инновационного университетского комплекса. При этом создано 4 университетских комплекса путем реорганизации 7 образовательных учреждений Министерства образования и науки России: Из приведенного перечня университетских комплексов видно, что они образованы либо путем объединения учреждений высшего и среднего специального профессионального образования, либо — учреждений высшего профессионального образования и федерального государственного унитарного предприятия.

Последний вариант университетского комплекса не вписывается в понятие комплекса, приведенное в п. Однако, одним из принципов создания университетских комплексов, как следует из Рекомендаций по созданию университетских комплексов, является единство учебного, научного и инновационного процессов.

Инновационный же процесс только тогда может успешно протекать, когда для этого созданы соответствующие организационные, материально-технические и т. Такими возможностями, как правило, располагает коммерческая структура. В то же время объединять вуз и коммерческие структуры в рамках университетского комплекса было бы, на наш взгляд, неверным решением, так как это может увести вуз от решения основной задачи.

Целесообразнее было бы в данной ситуации вузу выступать в качестве учредителя такой структуры.

Проекты по теме:

Представляется, что посредством университетских комплексов высшая школа быстрее могла бы органично вписаться в рамки Болонского процесса, который предусматривает переход высшего образования на двухуровневую систему обучения. В настоящее время преемственные учебные планы рассматривает каждое ведомство разрозненно, между собой они не согласованы.

В стенах университетского комплекса у обучающихся закономерно должна возникнуть реальная возможность получения непрерывного образования и получения льгот для перехода на следующий более высокий уровень образования. Однако действующее законодательство упускает такую возможность, что не способствует интегрированию образовательных учреждений в университетский комплекс. Одной из проблем, связанной с созданием университетских комплексов, является потеря льготы на получение пенсии за выслугу лет учителями, преподавателями средних специальных учебных заведений, вошедших в состав комплексов.

Эта проблема оборачивается утратой кадрового состава учителей, преподавателей, которые знают специфику преподавания и воспитания учащихся школ, студентов техникумов, в отличие от преподавателей вузов. В качестве примера можно привести создание университетского комплекса на базе Южно-Уральского государственного университета в бывшем — Челябинский государственный технический университет.

В Списке профессий и должностей работников образования, регламентирующих на тот момент времени основания предоставления пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, структурные подразделения вузов, реализующих программы начального профессионального и среднего профессионального образования, не были поименованы. По этой причине все сотрудники присоединенного колледжа потеряли право на получение пенсии за выслугу лет.

обучение в представительстве университета жители селения

Данное недоразумение было устранено в году постановлением Правительства РФ путем включения в список учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, и структурные подразделения вузов Однако согласно данному Списку, правом на пенсию за выслугу лет могут воспользоваться только преподаватели, работающие в колледжах лицеях, училищах , являющихся структурами вуза, если в них обучается не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет. Несмотря на то, что с момента присоединения Челябинского технологического колледжа сервиса к ЮУрГУ глобальных изменений в учебном процессе, количестве и возрасте учащихся не произошло, преподаватели колледжа потеряли возможность получения пенсии за выслугу лет.

Сложной задачей, связанной с созданием университетских комплексов, является проблема их финансирования. Финансирование образовательной и научной деятельности комплексов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета в соответствии с государственными заданиями на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников.

Однако в состав университетских комплексов могут входить и негосударственные некоммерческие организации.


Читайте также:

  • Коап езда без прав
  • Изменения срока регистрации прав на недвижимое имущество
  • Какие налоги платят при ипотеке