Главная | Защита прав потребителя | Содержание работы по развитию звуковой культуре речи детей дошкольного возраста

Специфика формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры.

Библиотека

Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи. Развитие звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: Развитие звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи.

Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи: Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: Работать над речевым дыханием, т. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также снова и фразы в целом, т.

Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка. Формировать нормальный темп речи, т. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи например, носовой оттенок произнесения слова, заикание , для того чтобы, своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту-логопеду.

В начальный период формирования речи развитие основных компонентов речевого олуха идет неравномерно. Так, на первых этапах речевого развития особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несет звуковысотный слух. Дети умеют узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый и тембру отличают по голосу мать и других близких , а также правильно воспринимают ритмический рисунок слова, т.

В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование, фонематического слуха, т, е. Хорошо развитый речевой слух обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка, дает возможность правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить умеренным, темном, интонационно выразительно.

Удивительно, но факт! Работа над интонационной выразительностью. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

Развитие речевого слуха тесно связано с развитием ощущений, возникающих при движениях органов артикуляционного аппарата. Таким образом, воспитание речевого слуха направлено на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией. Нарушения в строении артикуляционного аппарата, например короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое небо и некоторые другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения.

Но если у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам в большинстве случаев способен компенсировать недостатки звукопроизношения. Если же у ребенка имеются несовершенства движения артикуляционного аппарата например, малоподвижный язык , то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечеткой, смазанной речи. Поэтому задачами воспитателя являются: Работа над развитием речевого дыхания.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание является произвольным в отличие, от неречевого, которое осуществляется автоматически. При неречевом дыхании вдох и выдох производятся через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху. Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.

При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др.

Дети дошкольного возраста, имеющие ослабленные вдох и выдох, как правило, имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха при выдохе нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их на шепоте. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, от чего речь становится нечеткой, с захлебыванием.

Укороченный выдох вынуждает, говорить фразы в ускоренном темпе без соблюдения логических пауз. Посредством голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру; их совокупность и определяет голос человека.

Олвин содержание работы по развитию звуковой культуре речи детей дошкольного возраста что касается

Рассмотрим каждую характеристику голоса отдельно. Высота голоса — повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому, и наоборот. Сила голоса — произнесение звуков в определенной громкости громко — нормально — тихо , а также умение произносить звук полнозвучно. Тембр голоса — качественная окраска голоса звонкий, тусклый, дрожащий, глухой и т.

Голос возникает в результате колебания голосовых связок. Его качество зависит от совместной работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Различные заболевания верхних дыхательных путей, хронические насморки, аденоидные разращения и т. Нередко у детей дошкольного возраста нарушения голоса возникают в связи с неправильным его использованием: Нарушения голоса могут возникнуть также у детей, перенесших заболевания носоглотки или верхних дыхательных путей и не соблюдавших во время заболевания или сразу после него щадящего режима для голоса.

Неправильное использование голосовых возможностей бывает связано с особенностями личности ребенка слишком застенчивый ребенок часто говорит тихо; дети, которые быстро возбуждаются, говорят на повышенных тонах ; с неправильным воспитанием, когда окружающие сами говорят на повышенных тонах, к чему приучаются и дети; с вынужденным использованием детьми громкого, напряженного голоса, если в помещении постоянный шум радио, телевизор, постоянный шум в группе детского сада и т.

Формирование правильного произношения всех звуков родного языка. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования правильного произношения всех звуков родного языка. В детском саду эта работа должна быть закончена. Очень важно для формирования правильного звукопроизношения иметь хорошо развитый речевой слух, так как он обеспечивает самоконтроль, а самопроверка всегда побуждает к совершенствованию.

Нарушения звукопроизношения могут быть вызваны дефектами речевого аппарата расщепления твердого и мягкого неба, отклонения в строении зубочелюстной системы, короткая подъязычная связка и т. Снижение физического слуха, небрежное отношение к своей речи неумение слушать себя и других , усвоение неправильной речи окружающих также могут приводить к недостаткам произношения. Неправильное произношение детьми звуков выражается в пропусках звука, замене одного звука другим, искаженном произношении звука, особенно важно начать вовремя работу с детьми, у которых выявлены замены и искажения звуков, так как замены звуков в дальнейшем могут проявиться в письменной речи замена одной буквы другой , а искаженно произносимые и вовремя не поправленные звуки в дальнейшем потребуют больших усилий со стороны логопеда и самого ребенка и более длительного времени для их устранения.

Кроме того, надо помнить, что недостатки звукопроизношения часто являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь симптомом, признаком другого, более сложного нарушения речи, требующего специального лечения и обучения такими являются алалия, дизартрия и др. Работа над дикцией тесно связана с формированием правильного произношения всех звуков родного языка. В возрасте от 2 до 6 лет, когда идет интенсивное развитее всех сторон речи, необходимо обращать внимание на четкость и ясность произношения ребенком слов и фраз; воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением всех слов во фразах.

Но не всегда можно добиться хорошей дикции только по подражанию. Этому могут препятствовать недостаточно развитый речевой слух, недостаточная подвижностью органов артикуляционного аппарата, неумение владеть своим голосом и др. Нередко нечетная дикция формируется у детей с неустойчивым вниманием, легко возбудимых, которые немогут сосредоточиться на речи говорящих и у которых недостаточно развит самоконтроль. У таких детей речь бывает недостаточно четной, смазанной; они не всегда ясно произносят окончания слогов, фраз. Постепенно с воспитанием умения внимательно слушать речь окружающих и свою с развитием речевого дыхания; артикуляции, с овладением голосом улучшается у ребенка и дикция.

Воспитатель должен давать дошкольникам образец грамматически правильной речи, с хорошей дикцией, приучать их внимательно слушать речь окружающих и следите за четкостью своего произношения: Чтобы люди могли понять друг друга, звуковое оформление их устной речи должно быть единым. Поэтому воспитателям необходимо не только самим соблюдать правила устной речи; но и приучать к этому детей.

Воспитатель осуществляет постоянный контроль за соблюдением детьми норм литературного произношения слов, своевременно исправляет их ошибки; давая образец правильного произношения, Задачей воспитателей является повышение произносительной культуры своей речи путем овладения орфоэпическими нормами родного языка, систематического использования различных пособий, словарей при подготовке к занятиям. Работа над темпом речи. Под темпом речи понимается скорость протекания речи во времени.

Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи, артикуляция звуков ухудшается, иногда отдельные звуки, слоги и даже слова выпадают. Особенно часто эти отклонения имеют место при произнесении длинных слов или фраз. Работа воспитателя должна быть направлена на то, чтобы выработать у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчетливо.

Работа над интонационной выразительностью. Интонация — это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий: Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе; темп — ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками; ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов т. При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений.

Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, может изменяться и смысл высказывания. Интонационно невыразительная речь может быть следствием сниженного слуха, недоразвития речевого слуха, неправильного речевого воспитания, различных нарушений речи например, дизартрии, ринолалии и пр.

Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Речь воспитателя должна быть эмоциональной, служить образцом интонационной выразительности.

Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания. Воспитатель при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную, выразительную речь воспитателя, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.

Все разделы работы по звуковой культуре речи взаимосвязаны. На каждом возрастном этапе следует постепенно усложнять материал, обязательно включая в него все разделы развития звуковой культуры речи. Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа.

I этап — от 1 года 6 месяцев до 3 лет второе полугодие 2-й группы раннего возраста и 1-я младшая группа.


Читайте также:

  • Сколько свидетельство о праве на наследство выдаст нотариус
  • Бланк о лишении родительских прав
  • Раздел имущества какая доля на ребенка
  • Юридические услуги защита в суде цена
  • Универсальный договор банковского обслуживания
  • Образец заявления мировому судье о расторжении брака без детей
  • Сколько платит государство за третьего ребенка